Я вас любил так искренно, так нЁжно...

 

Изобретение буквы Ё приписывается знаменитому историку и литератору Н.М. Карамзину. Во всяком случае, первое употребление Ё в печати зафиксировано точно - 1797 год. Иначе говоря, этот графический знак - самый "молодой" в нашем весьма консервативном алфавите, что, несомненно, также сыграло не последнюю роль в трудной судьбе буквы Ё. При этом особенно интересно, что до её изобретения русские филологи мучительно долго искали способ адекватной передачи на письме соответствующего звука (т. е. /o/ после мягкого согласного) и одновременно сочетания звуков (т. е. /йо/ в начале слова, после гласных и после разделительных Ъ и Ь знаков) - по аналогии с уже существовавшими буквами Е, Ю, Я. Предлагались самые разные варианты: O с двумя точками наверху; то же О, но разделенное пополам либо горизонтальной, либо вертикальной чертой; сочетание графем IO, соединенных наверху дугой лигатуры и т. п. Наконец начертание изобрели - и тут же признали не вполне обязательным для употребления...
Если заглянуть в стереотипный школьный "Орфографический словарь" Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова, то в предисловии в нему можно прочесть специально оговорённые условия употребления буквы Ё:
а) когда нужно предупредить неверное чтение и понимание слова; например: узнаём в отличие от узнаем; всё в отличие от все: вёдро в отличие от ведро, совершённый (причастие) в отличие отсовершенный (прилагательное);
б) когда надо указать правильное произношение слова, например: река Олёкма (не Олекма!), щёлочь (не щелочь!);
в) в специальных текстах (словари, буквари, некоторые учебники и т. д.).
Необязательность употребления Ё оказывается следствием нескольких причин: как не слишком существенных (относительная "молодость" этого знака; неизбежное снижение скорости письма при "отрыве" руки для начертания двух точек над буквой Е), так и более серьезных.
Ну, во-первых, таких пар слов, которые отличаются только одной буквой, Е или Ё, относительно немного, десятка два-три. Тем более, что из контекста, как правило, всегда ясно, идет ли речь, скажем, о нёбе или же о небе... Слов, в которых буква Ё стояла бы в самом начале, еще меньше.
Во-вторых, звук, обозначаемый буквой Ё, может появиться только под ударением - а в безударном положении в той же самой морфеме (т. е. корне, суффиксе, окончании) ему всегда соответствует звук, обозначаемый буквой Е: звёзды - звезда, землёй - волей и т. п.
Оказывается, что неупотребление Ё создает единообразное написание какой-либо морфемы, примерно так же, как написание О вместо слышимого А сохраняет одинаковое написание корней в словах дом - домой, мой - моя и т. п.
Однако последовательное игнорирование злосчастной буквы Ё приносит, разумеется, и немало вреда. Знала бы она своё место - и мы бы знали точно, как следует произносить некоторые слова: афёра - или афера, бытие - или бытиё, жёлчь - или желчь, манёвры - или маневры... Да и у нерадивых школьников не возникло бы соблазна разрушить пушкинскую рифму, заменив в известном стихотворении "Я вас любил..." высокий архаизм безнадежно на современное безнадёжно... А то ведь и у учителей может появиться желание в шутку срифмовать в ответ: "Я вас любил так искренно, так нЁжно..."

Сайт "Культура письменной речи" (www.gramma.ru)

http://www.gramma.ru/1.php?ir=9&ip=0&id=48

 

Hosted by uCoz